Тема № 1 Творческое развитие ребёнка – дошкольника как субъекта продуктивной      деятельности

 

 

 

 

Изодеятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста.

Цель обучения изодеятельности – развитие творческих способностей детей.

Одна из задач в обучении изодеятельности – это овладение изобразительными и техническими умениями и навыками.

Изобразительные умения заключаются в способности передать форму предмета, его строение, цвет, расположение в пространстве и т.д.

Технические навыки заключаются в умении свободно и легко проводить линии в любом направлении, аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контур. Умение правильно использовать материалы и оборудование и т.д.

 

 

Особенности детского рисунка

 

1.             Искренность, эмоциональность, непосред­ственность выражения ребенком своих мыслей и чувств

2.             Содержательность рисунка

3.             Гуманизм, оптимизм

4.             Яр­кость, красочность

5.             Выразительность  

Выразительность — главный су­щественный признак художественного образа. Под выра­зительностью понимается способность ребёнка посред­ством разнообразных приемов передавать человеческие эмоции. Одними из самых доступных для ребенка средств выразительности являются:

·         цвет - (ребёнок (пять лет) нарисовал свою маму с волосами всех цветов радуги (“Моя мама красивая”). Многими исследователями дет­ского рисунка замечено применение ребенком цвета дли передачи отношения к образу: яркими, чистыми, краси­выми цветами малыш обычно изображает любимых героев, приятные события, а темными (“грязными”) — нелю­бимых, злых персонажей и печальные явления.

·         линия - исследователи отмечают, что предметы, явления, которые близки ребенку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые события изображает нарочито небрежной линией.

·         гиперболизации (преувеличение каких-то признаков). Дети выделяют в изображенном предмете или явлении то, что на их взгляд, особенно значимо.

·         композиция (пространственное расположение) сюжетного рисунка также бывает очень выразительной. Главный, более значимый для него образ дошкольник часто выделяет цветом или величиной, рас­положением отдельных элементов рисунка. Например, старший дошкольник, изображая охрану границы, выстроил в ряд солдат, ружье, пограничный столб, собаку, еще солдат, снова ружье и столб и т. д. Так близко, тесно, ком­пактно — мышь через границу не пробежит. Ребенок сде­лал акцент на расположении изображений с минималь­ным интервалом.

·         движение. В ри­сунках старших дошкольников движение передано иногда очень выразительно: кошка мчится за мышью, вытянувшись как струна и расправив когти.

·         агглютинация (склеивание, комбинирование) в фантастичес­ком образе каких-то частей, качеств, свойств разных пред­метов (курица с человеческим лицом и головой, солныш­ко с глазами и ртом).

 

Н. П. Сакулина отметила, что выра­зительность детского рисунка многообразна по средствам и способам. Поэтому педагогу нужно помнить, что оценивать вы­разительность образов, создаваемых дошкольником, нельзя только на основе анализа самого рисунка. Для верного понимания ребенка, его возможностей в изобразительной деятельности необходимо наблюдать и анализировать про­цесс создания образа, учитывать особенности личности маленького художника.

Наряду с выразительностью и грамотностью детских работ следует выделить и такое их качество, как ориги­нальность.         

Своеобразие, неповторимость детских работ — отно­сительно самостоятельное качество. Оно может сочетать­ся с грамотностью, выразительностью, но может быть и единственной характеристикой образа. То есть рисунок маленького ребенка может быть и неграмотен, невырази­телен, но отличаться своеобразным решением задачи (рыба — “ромашка”).

Оригинальность образа, продукта детской деятельнос­ти, — показатель творческого воображения. В то же время следует помнить, что детский рисунок при всех его досто­инствах — это не произведение искусства. Он не может удивить нас глубиной мысли, широтой обобщения, абсо­лютной неповторимостью формы воплощения образа. Ре­бенок в рисунке рассказывает нам о себе и о том, что он видит. Известные педагоги В. А. Сухомлинский, Б. М. Не­менский, Е. Н. Флерина и др. обращали внимание педа­гогов, что детское творчество — это своеобразная само­бытная сфера духовной жизни.

В. А. Сухомлинский под­черкивал, что в детском творчестве (при правильном ру­ководстве) происходит самовыражение и самоутвержде­ние ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность. Дети не просто переносят на бумагу предметы и явления окружающего мира, а живут в этом мире красоты. При­знавая необходимость обучения, Сухомлинский призывал давать простор для детской фантазии.

 

 

 

 

Задание:

 

 

1.      Внимательно прочтите материал по теме №1. В лекционной тетради зафиксируйте все выделенные определения и особенности детского рисунка.

2.      Сформулируйте ответ на вопрос «В чем состоит назначение развития детского изобразительного твор­чества для становления личности дошкольника?». Ответ запишите в лекционной тетради.

 

 

 

Преподаватель: Байгузова Т.И.